У ПСИХОЛОГА
ТРЕНИНГИ, по мере набора груп:
КЛУБ "ЗДОРОВЫЙ СТИЛЬ"
СВЕЖИЕ СТАТЬИ
- Виховна позиція матері дитини-інваліда як психологічний чинник її адаптивної поведінки
- Індикатори психологічної адаптації до тривалої психотравми матерів дітей з обмеженими можливостями
- Емпіричне вивчення феномену співзалежності у матерів дітей з порушеннями психофізичного розвитку
- Зв'язок мотиву афіліації та механізмів психологічного захисту у студентів технічної та гуманітарної спеціальностей
- Особливості ставлення до себе як чинник психологічної адаптації матерів дітей з обмеженими можливостями
- Психологічний супровід матерів дітей-інвалідів
Есть вопросы?
Клиент-центрированная психотерапия
Методы клиент-центрированной терапии в обязательном порядке используются при работе с детьми, перенесшими насилие, поскольку основное внимание уделяется техникам, позволяющим детям выразить свои эмоции и, следовательно, освободиться от них; для жертв насилия работа с эмоциональным состоянием необходима. Помимо этого, упор делается на построении отношений психолог — клиент, что опять-таки необходимо для эффективной работы с жертвами насилия. Считается, что наиболее сильные техники клиент-центрированной терапии — это следующие поведенческие установки психолога по отношению к клиентам: конгруэнтность(искренность); безусловное принятие (уважение); эмпатия. Конгруэнтность означает, что психолог не принимает на себя никакой искусственной роли, он естествен и искренен. Безусловное принятие означает, что психолог воспринимает своих клиентов как людей, которые потенциально могут быть хорошими, разумными, свободными; следовательно, консультирование должно быть безоценочным. Эмпатия означает, что психолог своим поведением убеждает клиентов, что они достойны того, чтобы их выслушали и поняли. Клиентцентрированная терапия не включает в себя предложение советов или решений, диагностирование, интерпретацию, морализаторство, оценивание. Основные используемые методы: активное и пассивное слушание; отражение мыслей и чувств; уточнение; обобщение; конфронтация противоречий. Обычно психологи разговаривают с клиентами на пяти разных уровнях в зависимости от фазы консультирования. Фаза I — где клиент находится на данный момент в своей жизни. Фаза II — где клиент хотел бы находиться. Фаза III — как клиент планирует перейти от фазы I к фазе II. Уровни 1 и 2 — вредные, уровень 3 — нейтральный, уровни 4 и 5 — полезные. Реакции психологов на уровнях 1 и 2 подавляют дальнейшую коммуникацию, сюда входят: приказания, инструкции; предупреждения, угрозы; морализаторство; советы, решения за клиента; осуждение, критика; контраргументация; похвала; обзывания, насмешки; допрашивание. Методы, используемые в различных психотерапевтических подходах: уверения, отвлечение, уход в себя. Уровень 1 предполагает отрицание мыслей и чувств клиента посредством утвердений: «Не беспокойся, все будет хорошо»; «Если ты думаешь, что это проблема...»; «Ты сам в этом виноват». Уровень 2 предполагает советы и навязывание решений со стороны психолога без использования активного слушания. Это может быть уместно на Фазе III, однако совершенно недостаточно, поскольку ставит клиентов в зависимость от психолога: «Тебе нужно есть как следует»; «Ты должен быть более настойчивым»; «Подружись с кем-нибудь»; «Как ты можешь жаловаться на своего брата, когда сам так к Несмотря на кажущуюся полезность совета, ребенок может быть не в состоянии им воспользоваться и, наоборот, продемонстрировать свое сопротивление, доказав своим поведением неэффективность совета. Использование уровня 3 дает возможность психологу продолжать разговор с клиентом на более глубоком уровне. Психолог как бы отражает, что клиент думает и чувствует в отношении своей ситуации: «Ты растерян и не знаешь, как дальше после всего случившегося общаться с папой». Таким образом, психолог проверяет, слышит ли он клиента, правильно ли его понимает. Рассказывая о своей проблеме, дети начинают в ней лучше разбираться. Одна из задач психолога на этом уровне состоит в подборе слов, адекватно отражающих эмоциональное состояние ребенка. На уровне 4 психолог проверяет, правильно ли он понял клиента на Фазах I и II: «Ты растерян, поскольку папино поведение для тебя было совершенно неожиданным, и ты хотел бы понять, что же между вами произошло». На уровне 5, когда ребенок соглашается, что психолог услышал его правильно, можно переходить к, обсуждению плана действий; здесь уместен переход к терапии реальностью. Необходимо учитывать, что дети очень чутки к неискренности, поэтому психологу нужно быть искренне сочувствующим, слушающим и понимающим, в противном случае ребенок быстро поймет, что его пытаются обвести вокруг пальца. Очень эффективно может быть сочетание клиентцентрированной терапии с игротерапией, когда психолог вслушивается не только в вербальные, но и невербальные реакции ребенка. |