У ПСИХОЛОГА
ТРЕНИНГИ, по мере набора груп:
КЛУБ "ЗДОРОВЫЙ СТИЛЬ"
СВЕЖИЕ СТАТЬИ
- Виховна позиція матері дитини-інваліда як психологічний чинник її адаптивної поведінки
- Індикатори психологічної адаптації до тривалої психотравми матерів дітей з обмеженими можливостями
- Емпіричне вивчення феномену співзалежності у матерів дітей з порушеннями психофізичного розвитку
- Зв'язок мотиву афіліації та механізмів психологічного захисту у студентів технічної та гуманітарної спеціальностей
- Особливості ставлення до себе як чинник психологічної адаптації матерів дітей з обмеженими можливостями
- Психологічний супровід матерів дітей-інвалідів
Есть вопросы?
Аналитический метод
Можно выделить основные принципы аналитической терапии. Их необходимо дополнить определенными теоретическими рассуждениями. Но поскольку эта теоретическая дискуссия иллюстрируется материалом, полученным в процессе психотерапевтического лечения, мы надеемся, что принципы этого лечения выделены здесь достаточно четко. Аналитическая психология - лишь одна среди многих школ современной психотерапии, каждая из которых ставит концепцию бессознательного в центр своего поля зрения. Поэтому метод аналитической психологии совпадает с методами других школ современной психотерапии, как. например, те, что базируются на теории психоанализа. По многим вопросам их основные воззрения идентичны. Это значит, что на практике методы аналитической психологии иногда очень схожи с другими школами. Одним из основных отличий между аналитической психологией и другими школами является гибкий, недогматичный подход аналитической психологии в каждом конкретном случае. Основная предпосылка, от которой отталкивается аналитическая психология, предполагает, что каждый пациент имеет свою собственную особенную и "персональную" психологию, этот факт обусловливает необходимость варьирования подходов от случая к случаю. Как отмечал Юнг, "поиск истины начинается в каждом конкретном случае заново, потому что всякая живая истина индивидуальна и не должна производиться из какой-либо предварительно установленной формулы. Каждый индивидуум - это опыт вечно меняющейся жизни, проба новых решений или новой адаптации". (Jung, Contributions to Analytical Psychology, p.349. CVV 17 p.93.) Такая концепция вызывает существенные ограничения главного метода, ведь сутью всего метода как раз и является в определенной мере обеспечение универсальными правилами. К сожалению, такая оценка традиционно относится к общим принципам, но с другой стороны, готовность и способность психотерапевта подходить к каждому конкретному случаю без раз и навсегда установленных теорий является краеугольным камнем при определении степени профессиональной пригодности психотерапевта. Как и каждый ученый, проводящий серию экспериментов, должен забыть все изученные прежде теории и сфокусировать свое внимание исключительно на непредвзятом наблюдении за фактами и событиями по мере их получения, так и психологи должны подходить к каждому новому пациенту - каждому новому "опыту жизни" - совершенно непредвзято. Теория есть не что иное, как попытка a posteriori привести в порядок определенные естественные события гак, что это позволит ученому решить вопрос с чего начать новое исследование. То есть, каждый пациент - это новый знак вопроса психотерапевта, а его теоретическая дедукция - это нечто большее, нежели попытка постфактум, задним числом лучше посиять происшедшее. Более того, в соответствии с конкретной психологической ситуацией, в которой находится данный человек, возникают различные психические потребности. Таким образом, когда мы имеем дело с человеком, достигшем адаптации к внешней реальности и ее потребностям, метод психотерапии может отличаться от подхода к человеку, живущему во внутреннем мире идей, но неприспособленному к внешнему миру. Различные фазы жизни, различные типы личности, различные потребности требуют различных подходов. Гибкость и приспособляемость к конкретной ситуации, является кардинально важным, поскольку любая догматическая концепция, которая пренебрегает этими различными психологическими сочетаниями, может стать причиной самого серьезного ущерба для психологического развития пациента. Исходя из всего этого, возможной представляется только попытка указать генеральную линию лечения, как бы определить его ведущие принципы, которые аналитическая психология приняла по отношению к своим пациентам, не пытаясь уложить в рамки какой-то раз и навсегда принятой методики или системы правил. Люди, хотя и осознают свои глубокие духовные проблемы и потребности, но не связывают эти крайне важные вопросы с психологией и не ожидают, от нее ответа. Из-за того, что психологию ошибочно идентифицировали с однобоким подходом редуктивных школ, она стала считаться просто психопатологией. Редуктивные направления современной психологии слишком замкнулись исключительно на патологических проявлениях психе, тем самым загоняя в тупик человека с его неврозом. Тем более важным представляется расширение понятия "терапия" через уяснение того, что психотерапия - это не только "умственное излечение", а и гораздо более доступный путь самопознания. Естественно, это включает духовную сторону человека точно в такой же степени, как и биологическую; на самом деле, духовная сторона должна восприниматься как по-настоящему убедительное проявление (гак как это характеристически человеческое проявление) психического процесса. Только когда люди осознают, что психология не пытается свести их духовные проблемы к чему-либо подобному сексуальным, властолюбивым или каким-то еще побуждениям, а воспринимает их как неизбежное и созидательное устремление отыскать ответ на вопрос о смысле своей жизни, психология только тогда сможет выполнять свои прямые обязанности - заниматься всей человеческой жизнью. Открытие архетипов показало, что чисто рационалистическая и персоналистическая концепция человеческой психе совершенно неудовлетворительна и искусственна, поскольку они трансцендируют и личный жизненный опыт и ограниченность интеллекта. Например, Юнг показывает архетип Божества в человеческой психе как a priori "условие иррационального" надличностного опыта. Архетип Божества в человеческой психе Юнг назвал термином "Самость". Это имманентная цель становления личности, и в то же время это сила, которая влечет человека к достижению его интегрированной индивидуальности. Цель эту можно достичь лишь вечно растущим сознанием, которое, благодаря постоянному применению и соответствующей осведомленности о психическом процессе, пытается найти обратный путь к своему собственному источнику. Современному человеку достаточно непросто поверить в то, во что другие люди верили до него без расспросов и сомнений, ему нужны непосредственные знания, которые он может получить только через персональный опыт, накопленный в результате беспристрастного исследования. Это возлагает совершенно новую ответственность на человеческое сознание. Если открытие архетипов, как a priori детерминируемых составных частей всего жизненного опыта означает, что действительность существует в тесной связи с бессознательным, с другой стороны это также означает, что индивидуум, посредством его сознательной мысли должен воспринимать, познавать, выбирать и решать сам за себя. "Быть сознательным' становится принципом и мерилом психологической зрелости и достижений. Это состояние "осознанности" нуждается, однако, в ясном определении. Значение слова "сознающий", как сказано в "Кратком оксфордском словаре английского языка", подразумевает, что "он отдает себе полный отчет в том, что делает, либо намеревается сделать". Такая осведомленность возможна лишь при условии достаточного знакомства с собственной психологией, которое предполагает более или менее ясное восприятие и оценку своих собственных мотивов и условий запуска выработанных рефлексов. Правда и то, что именно это знание получить сложнее всего. Хотя кажется, что большую часть времени мы действуем как совершенно "сознательные" люди, мы, тем не менее, движимы в большей степени "бессознательными мотивациями", то есть импульсами, которые нами не осознаются, и хотя нам может показаться, что мы проявляем себя более-менее четко определенными личностями, мы, тем не менее, бессознательно идентифицированы, солидаризированы с данными обстоятельствами или другими людьми и, таким образом, не являемся полностью независимыми "индивидуумами". Быть индивидуумом, обладать индивидуальностью, подразумевает какое-то отличие от остальных: "психологический индивидуум характеризуется своими особенностями и, в определенном отношении, уникальной психологией". Хотя каждый обладает такой индивидуальностью in potentia, фактически необходима полная осведомленность о чьих-то специфических характеристиках, личной "уникальности", еще до того, как индивидуальность утвердиться. До тех пор, пока я сам не осознал свою собственную психологию, я вынужден "проецировать" ее на других людей или на предметы. Процесс проекции есть один из фундаментальных психических механизмов. В психологии примитивных существ (и детей тоже), у которых например, существуют основы веры в духов, особенно достойны внимания такие психические явления, как страхи или желания, которые не испытываются и не познаются примитивным человеком как часть его собственной психе, но спроецированы на его окружение и объектифицированы в виде демонов или злых духов. Таким образом, примитивное существо (и ребенок) отождествляет себя с окружающей средой, поскольку она содержит значительную часть их собственной психологии. Что верно для примитивного человека, то верно, хотя и в меньшей степени, для человека цивилизованного, до тех пор, пока он "не осознает" своей собственной психе. С одной стороны, проекция является первым и неизбежным шагом на пути к сознанию, потому, что все во мне, чего я не осознаю, проецируется, и поэтому посредством проекции я впервые встречаюсь с внутренним психическим содержимым. С другой стороны, до тех пор, пока не сделан следующий шаг, до тех пор, пока проекция не возвращена из объекта в субъект, состояние проекции представляет опасность для психического равновесия и стабильности, поскольку представляет собой состояние, в котором психе человека расколота на много частей и в большей или меньшей степени привязана к окружающей ее среде. Например, до тех пор, пока я не осознаю существование своей "тени", то есть, "темной" и низшей стороны моей психологии, я обречен проецировать ее на кого-то другого, и то же самое можно сказать о потенциальной "целостности" моей психе, в случае с • которой я могу наделить кого-нибудь другого сверхчеловеческими и почти магическими способностями. Любая проекция является своего рода колдовскими чарами, поскольку я привязан к тем частям своей психологии, которые я проецирую; в случае с проекцией "тени" я связан с другим человеком ненавистью, в случае с проекцией "спасителя" я связан с другим человеком слепым некритичным обожанием. Трагическим примером первого случая является маниакальное отношение нацистов к евреям, а примером второго - почти что божественная власть, которую они делегировали своему "фюреру". Если вернуться на несколько столетий назад, то процессы над ведьмами являют собой еще один убедительный пример, как проекции "тени", так и проекции "анимы"; в этом случае мужчины проецировали свою мощную и примитивную, а потому внушавшую им страх, женскую сторону своей природы на ведьму, а женщины бессознательно нашли "козла отпущения", ответившего за их собственную "темную" сторону. Другими словами, до тех пор, пока я "не осознан", пока я "проецирую", я идентифицирую себя с иными людьми или вещами, будь то через "любовь" или через "ненависть". Я живу в состоянии participation mystique (мистическое соучастие). Конечно, это состояние, в котором ни одна индивидуальность существовать не может. Такая индивидуальность может развиваться только при условии осознания своей собственной психологии и умения ассимилировать свое бессознательное содержание. Ассимиляция содержимого личного бессознательного всегда является первым шагом на пути к полной интеграции. Это содержание в большой степени существует благодаря "репрессиям", поскольку они представляют собой те желания, страхи или иные устремления моей психики, которые несовместимы с моей Эго-личностью, либо из-за их сильной неразвитости, либо из-за их неприятного свойства, либо по какой-то другой причине. Интеграция личного бессознательного всегда является, следовательно, сложным процессом и требует значительной моральной смелости. Без этого, однако, интеграция позитивного и конструктивного содержания коллективного бессознательного невозможна. "Осознавать" - это первое и главное требование для психологической интеграции. Оно подразумевает удаление (вытеснение) личных проекций и превращение в "деидентифицированного". Стать сознающим, следовательно, не является интеллектуальным действием, а подразумевает эмоциональное качество реализации, в которое вовлечена вся личность целиком. Может быть, кто-то и осознает свои проблемы на интеллектуальном уровне, он может даже предоставить более или менее полный психологический анамнез своего невроза, но он не излечится до тех пор, пока не произойдет эмоциональная реализация всей его личности в целом. Подлинная осознанность означает постоянную ответственность по отношению к центру, который представляется и воспринимается как "истина", быть же "бессознательным, не сознавать" значит попасть в ловушку идентификаций и скрытых мотивов. Ввиду двусмысленности значения терминов "сознательное" и "бессознательное" необходимо сделать дополнение. Как уже говорилось, в интегрированной личности инициатива располагается в области бессознательного, тогда как осознанный разум должен выбирать и решать. Очевидно, что термин "бессознательное" имеет здесь другое значение, чем в заявлении о том, что "быть бессознательным - значит попасть в ловушку идентификаций". В первом предложении слово "бессознательное" имеет положительное, прогрессивное значение, во втором же случае - отрицательное, регрессивное. Лучше всего это состояние можно описать как "бессознательное состояние", которое следует отличать от "бессознательного" как базиса психической жизни, на который ссылается "бессознательное состояние". Бессознательная психе по Юнгу является матрицей для сознательной психе. Первая гораздо старше и более обширна последней. Сознательную психе, представителем которой и выступает "эго", можно сравнить с незавидным положением верхушки пирамиды, у которой отняли ее основание. Будучи гораздо старше и более обширнее сознательной, бессознательная психе содержит образы и потенциальные воплощения, полные инстинктивной мудрости; они являются теми предметами, которые необходимо научиться воспринимать и интегрировать сознательной психе. В этом смысле термин "бессознательное" (более точно - коллективное бессознательное, или не-эго) дополнительно означает еще постоянную матрицу и питающий источник для сознательной психе. С другой стороны, Юнг определяет сознательное мышление как "функционирование или активность, которая поддерживает связь психического содержимого с эго». (Jung, Psychological Types, p.536.). Отрывок из книги Адлера А.Г. «Лекции по аналитической психологии». |