Есть вопросы?





Сейчас 7 гостей онлайн


Клиент-центрированная психотерапия

 

Методы клиент-центрированной терапии в обязательном порядке используются при работе с детьми, перенесшими насилие, поскольку основное внимание уделяется техникам, позволяющим детям выразить свои эмоции и, следовательно, освободиться от них; для жертв насилия работа с эмоциональным состоянием необходима. Помимо этого, упор делается на построении отношений психолог — клиент, что опять-таки необходимо для эффективной работы с жертвами насилия.

Считается, что наиболее сильные техники клиент-центрированной терапии — это следующие поведенческие установки психолога по отношению к клиентам:

конгруэнтность(искренность);

безусловное принятие (уважение);

эмпатия.

Конгруэнтность означает, что психолог не принимает на себя никакой искусственной роли, он естествен и искренен. Безусловное принятие означает, что психолог воспринимает своих клиентов как людей, которые потенциально могут быть хорошими, разумными, свободными; следовательно, консультирование должно быть безоценочным. Эмпатия означает, что психолог своим поведением убеж­дает клиентов, что они достойны того, чтобы их выслушали и поня­ли. Клиентцентрированная терапия не включает в себя предложение советов или решений, диагностирование, интерпретацию, морали­заторство, оценивание. Основные используемые методы:

активное и пассивное слушание;

отражение мыслей и чувств;

уточнение;

обобщение;

конфронтация противоречий.

Обычно психо­логи разговаривают с клиентами на пяти разных уровнях в зависи­мости от фазы консультирования.

Фаза I — где клиент находится на данный момент в своей жизни.

Фаза II — где клиент хотел бы находиться.

Фаза III — как клиент планирует перейти от фазы I к фазе II.

Уровни 1 и 2 — вредные, уровень 3 — нейтральный, уровни 4 и 5 — полезные. Реакции психологов на уровнях 1 и 2 подавляют дальнейшую коммуникацию, сюда входят:

приказания, инструкции;

предупреждения, угрозы;

морализаторство;

советы, решения за клиента;

осуждение, критика;

контраргументация;

похвала;

обзывания, насмешки;

допрашивание.

Методы, используемые в различных психотерапевтических подходах: уверения, отвлечение, уход в себя.

Уровень 1 предполагает отрицание мыслей и чувств клиента по­средством утвердений:

«Не беспокойся, все будет хорошо»;

«Если ты думаешь, что это проблема...»;

«Ты сам в этом виноват».

Уровень 2 предполагает советы и навязывание решений со сто­роны психолога без использования активного слушания. Это может быть уместно на Фазе III, однако совершенно недостаточно, поскольку ставит клиентов в зависимость от психолога:

«Тебе нужно есть как следует»;

«Ты должен быть более настойчивым»;

«Подружись с кем-нибудь»;

«Как ты можешь жаловаться на своего брата, когда сам так к
нему относишься?».

Несмотря на кажущуюся полезность совета, ребенок может быть не в состоянии им воспользоваться и, наоборот, продемонстрировать свое сопротивление, доказав своим поведением неэффективность совета.

Использование уровня 3 дает возможность психологу продолжать разговор с клиентом на более глубоком уровне. Психолог как бы от­ражает, что клиент думает и чувствует в отношении своей ситуации: «Ты растерян и не знаешь, как дальше после всего случившегося общаться с папой». Таким образом, психолог проверяет, слышит ли он клиента, правильно ли его понимает. Рассказывая о своей пробле­ме, дети начинают в ней лучше разбираться. Одна из задач психоло­га на этом уровне состоит в подборе слов, адекватно отражающих эмоциональное состояние ребенка.

На уровне 4 психолог проверяет, правильно ли он понял клиента на Фазах I и II: «Ты растерян, поскольку папино поведение для тебя было совершенно неожиданным, и ты хотел бы понять, что же меж­ду вами произошло».

На уровне 5, когда ребенок соглашается, что психолог услышал его правильно, можно переходить к, обсуждению плана действий; здесь уместен переход к терапии реальностью.

Необходимо учитывать, что дети очень чутки к неискренности, поэтому психологу нужно быть искренне сочувствующим, слушаю­щим и понимающим, в противном случае ребенок быстро поймет, что его пытаются обвести вокруг пальца. Очень эффективно может быть сочетание клиентцентрированной терапии с игротерапией, когда психолог вслушивается не только в вербальные, но и невербальные реакции ребенка.