Есть вопросы?





Сейчас 20 гостей онлайн


Групповая психотерапия

 

   В настоящее время общепризнано, что групповая психотерапия является важным методом лечения не только из-за экономической целесообразности, но и ввиду ее терапевтической эффективности при самых различных заболеваниях. Разработке личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии в патогенетической групповой ее форме способствовали работы А. Л. Гройсмана (1969), Н. В. Иванова (1974), С. С. Либиха (1974), Б. Д. Карвасарского (1975)» В. А. Мурзенко (1975), Г. Л. Исуриной (1983), В. М. Шкловского (1985).

   Хотя вопрос о том, кто из пациентов нуждается в групповом психотерапевтическом воздействии, во многом определяется теоретическими взглядами на понятия «здоровье», «болезнь» и «больной», наблюдающийся в современной медицине переход от нозоцентрической установки на болезнь к антропо- и социоцентрическим моделям способствовал росту интереса к лечебным воздействиям психосоциальной природы, в первую очередь к групповой психотерапии.

Общие принципы проведения групповой патогенетической психотерапии

   Групповая психотерапия в патогенетической ее форме предполагает сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками, т. е. групповой динамики, в лечебных целях - как для того, чтобы каждый участник группы имел возможность проявить самого себя, так и для создания в группе эффективной системы обратных связей. В результате у пациента-участника группы достигается более адекватное и глубокое понимание механизмов и закономерностей межличностных отношений, в первую очередь собственной роли в их проявлениях; кроме того, ему предоставляется возможность корригирующих эмоциональных переживаний. Оба эти момента необходимы для реализации основной цели патогенетической психотерапии - изменения и перестройки системы отношений больного. Для того чтобы группа могла эффективно реализовать эти цели, она должна соответствовать определенным требованиям.

   Группа должна до известной степени являться моделью «естественных» групп пациента (семейной, производственно и др.) и способствовать проявлению как можно более широкого диапазона характерных для больного стереотипов поведения и эмоционального переживания; существенно, чтобы складывающиеся между участниками группы отношения могли подвергаться постоянному изменению в процессе ее работы.

   Реконструкции нарушенных отношений больного способствует то, что поведение членов группы по отношению к нему является иным, чем поведение членов его «естественных» групп.

   Указанные требования составляют существо того, что принято называть «психотерапевтической атмосферой». Само собой разумеется, что она не может возникнуть спонтанно, и создание ее требует целенаправленной профессиональной активности со стороны психотерапевта.

   На первых стадиях групповой психотерапии основная задача психотерапевта и состоит в том, чтобы способствовать превращению группы пациентов в эффективно функционирующую психотерапевтическую группу, основные задачи которой можно сформулировать следующим образом. В группе пациент знакомится с трудностями, других пациентов; он обнаруживает, что во многих отношениях они совпадают с его собственными. Это помогает ему преодолеть чувство изолированности и облегчает сопоставление собственных трудностей с проблемами других и их обсуждение.

   В атмосфере эмоционального «принятия» и готовности к пониманию пациент получает возможность более открытого выражения тех эмоций ( в первую очередь эмоциональных отношений), наличие которых у себя он до сих пор пытался ( в том числе и для само себя) отрицать. Отреагированию этих эмоций сопутствует анализ его реакций и установок. Группа предоставляет пациенту информацию о том, как другие реагируют на его поведение, какие эмоции возбуждает он и его поведение, каким его воспринимают окружающие.

   Пациент начинает играть в группе определенную роль, ом учится предоставлять помощь другим, учится солидарности, сотрудничеству, партнерству.

   Пациент приобретает возможность сопоставления своих отношений и поведения с отношениями и поведением других. Одновременно группа создает собственные нормы, подкрепляет определенные формы поведения.

   Это ведет к более эффективной коррекции, в особенности благодаря тому, что пациент начинает видеть себя «глазами других».

   Как и в индивидуальной психотерапии, основным средством взаимодействия является вербальная коммуникация между участниками группы (включая психотерапевта). Тем не менее следует еще раз подчеркнуть, что не меньшую роль играют отсутствующие в индивидуальном взаимодействии факторы групповой динамики, возможность целенаправленного использования которых и является основным достоинством групповой психотерапии и соответственно основной задачей психотерапевта.

   Группа может быть амбулаторной или стационарной, кратковременной (1-6 мес) или долговременной (до нескольких лет), гомогенной или гетерогенной в отношении клинического диагноза, синдрома, пола, возраста и других показателей.

   Различаются также группы закрытые (в которых все пациенты начинают и заканчивают лечение одновременно) и открытые (где на место закончивших лечение пациентов поступают новые, и группа функционирует практически «неограниченное» время).

   Наиболее целесообразной представляется группа, гомогенная в диагностическом отношении (доминирующая роль психогенного фактора) и гетерогенная - в прочих, желательно с соблюдением возрастного ценза от 18 до 50 лет (для лиц, выходящих за пределы этого возрастного диапазона, более целесообразно создавать группы, однородные по возрасту) и с приблизительно одинаковым соотношением числа мужчин и женщин.

   Безусловных противопоказаний к групповой психотерапии практически не существует (исключая низкий интеллект), хотя в ряде случаев вопрос о включении в группу требует тщательного рассмотрения (например, наличие физического уродства или дефекта, сексуальной девиации, необычность симптоматики и т. д.).

   Абсолютно недопустимо включение в одну и ту же группу людей, находящихся за ее пределами служебных или каких-либо иных отношениях. Как и в индивидуальной психотерапии, основным средством взаимодействия является вербальная коммуникация между участниками группы (включая психотерапевта). Тем не менее следует еще раз подчеркнуть, что не меньшую роль играют отсутствующие в индивидуальном взаимодействии факторы групповой динамики, возможность целенаправленного использования которых и является основным достоинством групповой психотерапии и соответственно основной задачей психотерапевта.